В.М. Молотов на приеме у Адольфа Гитлера в рейхсканцелярии. Берлин, 13 ноября 1940 года.
В.М. Молотов на переговорах с А. Гитлером в Берлине. 18 сентября 1940 года.
А. Гитлер принимает В.М. Молотова в здании имперской канцелярии. Берлин, 12 ноября 1940 года.
В.М. Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп обходят фронт почетного караула на Ангальтском вокзале в Берлине, 12 ноября 1940 года.
Молотова встретили на вокзале как самого почетного друга, исполнением Интернационала (нацисты исполняли Интернационал!).
За полтора месяца до поездки Молотова между Германией, Италией и Японией был заключен Тройственный пакт о разграничении сфер влияния. Поскольку в Москве этот документ мог быть воспринят как недружественный акт, то вскоре Сталин получил письменное предложение от Риббентропа присоединиться к державам Оси.
Главной темой встречи стало обсуждение сфер будущего влияния двух стран. Восточную Европу они уже поделили в двух договорах, секретных приложениях к пакту Молотова-Риббентропа и Договоре о дружбе и границах, и теперь начали делить остальной мир.
Немцы предлагали Сталину обратить внимание на южное направление, на осуществление давней мечты русского империализма — контроле над проливами Босфор и Дарданеллы — и раздела шкуры Британской империи.
Молотова больше всего интересовали Балканы и Финляндия.
После совместного раздела Польши и Прибалтики намечались дальнейшие совместные военные действия. Иначе зачем русским было отправлять без пяти минут противнику миллионы тонн нефти, а немцам чертежи самого современного вооружения? — обе страны видели друг в друге долгосрочного стратегического партнера.
Но договориться в Берлине не удалось. Аппетиты двух хищников перекрывали друг друга. В задачи Сталина еще с 20-х годов входило завоевание не половины мира, а всего мира. Так неумеренно празднуемую ныне победу в войне сам Сталин такой уж большой победой не считал, он рассчитывал на большее.
Поэтому сразу после окончания встречи в Берлине обе стороны активизировали подготовку к будущей войне. Гитлер вскоре подписал план «Барбаросса» и захватил Югославию, по которой договориться не удалось, один усатый упырь опередил другого усатого упыря...
Journal information