Мартин Гансович Лютер, правда, не брал почту с телеграфом и Эрмитажем, а непрерывно писал какие-то письма в своем чудовищно запущенном и грязном монастыре. И вместо того, чтобы гундосить апрельские тезисы с броневика, он приколотил 95 своих октябрьских тезисов на Шлосскирху Виттенберга.
Но все остальное похоже на нашего Ильича: фанатизм, увлеченность непрерывной графоманией и борьбой с супостатами за письменным столом, философия, призванная изменить мир, запоры, истерики и беспощадность к врагам Рейха.
Особенную ненависть у Лютера (особенно к концу жизни, когда постоянные запоры сделали свое дело) вызывали евреи, которых он требовал сжигать вместе с их торами, синагогами, школами и пр., что впоследствии и осуществил его верный ученик Адольф Алоизович
Когда началась вызванная его проповедями и Реформацией Крестьянская война, крестьяне (под руководством его ученика, лютеранского попа Томаса Мюнцера), поверившие Лютеру, что они не рабы и "право свое имеют" (помните ответ Шарикова на вопрос Раскольникова?), начали резать феодалов и бюргеров, а те - крестьян, Лютер лютовал и на тех, и на других (хотя фамилие его в первональном написании - Luder - переводится как "стерва"), обличал и пригвождал к позорному столбу всех подряд, разумеется, кроме себя, любимого. Особенно он отличился в тексте "Против убивающих и грабящих крестьянских банд", где требовал "уничтожать их, душить, колоть, резать, тайно и публично, всем, кто может, как уничтожают бешенных собак". Правда, опубликовал он этот текст только тогда, когда с восстанием было окончательно покончено и говорить такое было уже безопасно. И в этом он опять-таки похож на Ильича, требовавшего "свирепой и беспощадной расправы" или, допустим, из безопасной Швейцарии в 1905 году призывавшего молодежь в Петербурге "обливать кислотой полицейских в толпе, лить с верхних этажей кипяток на солдат, использовать гвозди, чтобы увечить лошадей, забрасывать улицы "ручными бомбами". Как говорится, с большой любовью к деталям, доставлявшим наслаждение и тому Л., и другому.
Разумеется, Лютер сделал и очень много полезного: он перевел Библию на немецкий (и Новый завет, и Ветхий, он же Танах) и заставил немцев самих ее читать, положив начало повальной грамотности, реформировал язык, заложил основы капитализма протестантской этикой, отменил целибат и перестал считать безбрачие святостью, назвав монашеский образ жизни асоциальным.
Еще важнее, что Лютер начал внедрять в умы идею, что все люди равны, правда, это не относилось ни к туркам, ни к евреям, ни к еретикам, а токмо к "правильным" христианам, включая женщин.
В то же время он считал, например, детей-инвалидов и сумасшедших орудиями Сатаны, а посему уничтожавшие их в Третьем рейхе (программа эвтаназии) ссылались на Лютера. Впрочем, и Хрустальная ночь была объявлена нацистами празднованием юбилея Лютера 10-го ноября, хотя 9-го был юбилей Пивного путча и капитуляции Германии в Первой мировой (причем непосредственно опосля 7-8 ноября и рождества тов. Троцкого). Сразу столько важных дат, что никак не обойтись без погрома.
Подобной амбивалентностью, впрочем, отличаются многие исторические явления и события. Великая французская революция, к примеру, оставила не только массовые казни и гекатомбы жертв (например, "гражданские браки", когда молодые пары связывали друг с другом, протыкали штыками и сбрасывали в Сену), но и Декларацию прав человека и гражданина.
Но писать эти строки я вздумал по иной причине: немецкий зомбоящик выдал худфильм про жену Лютера. Как когда-то в совке все юбилейные и исторические фильмы снимались с пропагандистскими целями, так и в нынешней Германии их снимают и показывают в целях инструментализации и внедрения в мозги господствующего левозеленого нарратива. А потому жена Лютера Катарина фон Бора, родившая ему 6 детей, показана в фильме весьма эмансипированной девицей, практически феминисткой, да и сам Лютер - тоже. Мало того, что она, судя по фильму, сама сделала ему предложение и наставляла на путь истинный, так даже писала за него важные письма! И вообще строила мужиков как Наполеон, что в 16-м веке было просто немыслимо.
И хотя исторический Лютер всегда непрерывно и яростно с кем-то боролся - против Дьявола, Папы, евреев, крестьян, феодалов и самого себя, был гиперактивным психопатом, больным маниакально-депрессивным психозом, и славился своим нетерпимым и бешенным нравом, тут он превращается в доброго дедушку Ленина-Мазая, который лишь изредка "сердилься".
Если б еще можно было показать, как он боролся за права ЛГБТ, травку и гордость Обамы - унисекс-сортиры, ну, и против всяких там геннномодифицированных расистских атомных электростанций и коварного правопопулистского климата с гомофобной углекислотой, цены б ему не было! Но и так получилось "Спасибо дедушке за наше счастливое детство, кефир, керосинку, махорку и мультикультурное гендерное разнообразие!".
Journal information