парадоксаф друхъ (lussien) wrote,
парадоксаф друхъ
lussien

Category:

Мои питерские впечатления. Часть 1-я.

В общем, да. Я вернулся в не свой город, незнакомый до слез, но одновременно кагбэ и весьма знакомый (даже поэму про него когда-то написал!), тот самый, великий город с областной судьбой. Прошло всего лишь 30 лет и три года.



Что бросается в глаза (и в нос) прежде всего?
Ну, да, с носом все понятно. От этих запахов в подъездах и иных местах я успел уже изрядно поотвыкнуть. Вот они - да, знакомы до детских припухших желез, как и рытвины с мусором везде, где не проложен тротуар. Или проложен и перекопан навеки для прокладки труб. Еще хуже дело обстоит с вонючей водой, которую из батарей по-прежнему пускают в питьевые трубы, и как только носы и желудки выдерживают...

Бросаются в глаза невероятно веселенькие и часто весьма креативные вывески, надписи и названия (об этом позже подробнее). Вот это - совсем для меня новое и приятное. Уезжал-то я из убогого совка с его убогим агитационным канцеляритом. И живу в европах, где в названиях и вывесках отражено крайнее убожество и скудоумие мертвящей европейской (в особенности немецкой) действительности, похожей на кладбище.

Канцелярит, впрочем, тоже остался, особенно он проявляется в неимоверной сакрализации войны середины прошлого столетия. Причем подобно тому, как в Германии по мере временнОго удаления от той войны борьба с гитлерами все больше разгорается (до 1945-го она еще не отличалась от нуля, а сейчас просто-таки бушует картонными мечами), так и в России гордость за единственную победу (на фоне множества поражений в развязанных самой империей нелепейших войнах вроде афганской или финской, о которых вспоминать не принято) непрерывно возрастает. Ибо властям нужны системообразующие мифы, чтобы держать народ в узде (причем и там, и у нас, и везде. Чем звонче лозунги, тем легче вождям, жрецам, шаманам и авгурам одной рукой затыкать людям рты, другой - навешивать им лапшу, а третьей - шарить по карманам).

Понятно, что Питера это касается в наибольшей степени, несмотря на то, что героическую блокаду его устроил собственный усатый вождь. Отсюда - бесчисленные "площади Мужества" (уставший от пафоса народ именует ее "площадью мужеложества") и "проспекты непокоренных", попахивающие стойким государственным ЧСВ. Непокоренные прошли, конечно, совершенно адскую мясорубку, но выбора покоряться или нет у них не было. Кроме разве что выбора освежёвывать на мясо собственных детей или потерпеть до голодной смерти. Сталину они в любом случае покорились.

Если рядом находятся два дома, на одном из которых висят гигантские цифры "1941", а на другом - "1945", то у нынешнего поколения опять же есть выбор между двумя этими неравнозначными вывесками.

Bildergebnis für дома 1941 1945 площадь мужества
Мне тоже когда-то доводилось жить возле трех домов, увешанных вывесками "Ленин", "Партия" и "Народ".
Когда собирались в гости, спрашивали: "Ты из народа? Или из Ленина?".

Думал, что эти времена прошли..

Еще один пример державного ЧСВ:

Гагарин здесь вряд ли когда был, но это не причина не напомнить гражданам о достижениях...

Разумеется, поражает контраст между красотой и величием центральных районов, в целом неплохо отреставрированных, Моек и Фонтанок с дворцами, особняками и соборами, и убогих спальных районов. Такого резкого контраста наверняка нет больше нигде в мире. В общем, блеск и нищету разделяют пара верст. Причем в Летний да в Зимний царями со всех концов Земли натащено такое количество золота, бриллиантов, мрамора, малахита и худценностей, что сразу начинаешь понимать, что привычка власть имущих грести все под себя появилась отнюдь не в наше время.. Хотя без концентрации этих ценностей и капиталов в немногих руках мы были бы лишены возможности лицезреть всю эту невероятную красоту... в городе, построенном, конечно, на костях строителей, но зато на века. И в опровержение нелепого тезиса Достоевского о том, что красота спасет мир (его строителей она не спасла). Нет, не спасет, ни красота, ни любовь (эгоистическое чувство, обеспечивающее размножение и удовольствия), ибо не резон путать этику с эстетикой.


Диковинные часы-павлин Екатерины в Эрмитаже

Лицезреют эту красоту, впрочем, в основном китайцы. Уж не знаю, с чем это связано, но в Петергофе и особенно в Эрмитаже они составляют процентов 90 посетителей. Ходят и, особенно не всматриваясь, непрерывно щелкают фотоаппаратами и смартфонами, по 2-3 раза на каждый объект. Что они потом делают с этими гигантскими фото- и видеоархивами? Для меня это загадка. Показывают оставшимся дома знакомым, как подтверждение того, что "Ося и Киса были здесь"? Продают? Интернета-то у них дома практически нет.


Бесконечные китайцы в Эрмитаже

Метро в Питере, как известно, не обильное (всего 5 веток), но зато ужасно глыбокое, ибо почва болотная. Пока долго спускаешься на эскалаторе, непрерывно изучаешь рекламу и (иногда) слушаешь радио из динамиков или что-то вроде него. Но больше меня заинтересовал диктор в самих поездах. Если в Германии названия остановок читают дикторы с омерзительными андрогинными голосами (евнухи-кастраты?), то тут - некто с плохим выговором, но подчеркнуто прекрасными намерениями. Выговор у него напоминает Горбачева, после 5 лет окультуривания в МГУ упорно продолжавшим говорить "Азебаржан" и "углУбить диАлог". Остановки этот тип называет скороговоркой, чувствуется, что ему это противно, а назвав остановку, "как пономарь", он тут же замедляется и начинает сеять "умное, доброе, вечное" - тут уже "с чувством, с толком, с расстановкой": призывает народ держаться за поручни, уступать места женщинам и детям, не оставлять вещи без присмотра и много чего еще.
Лично для меня живительным потрясением номер один, чуть не доведшим меня до полного катарсиса, было следующее аудиообъявление: "Уважаемые пассажиры! Не поощряйте незаконную деятельность!".

Не знаю, что именно имелось в виду, но незаконной деятельностью в вагонах метро занимаются: исполняют музпроизведения, просят милостыню, продают скатерти и еще какое-то дерьмо.


Мужик с красной сумкой в метро продает скатерти для детей


Реклама

Иногда к диктору присоединяется машинист. Однажды во время часа пик таковой в сердцах завопил в матюгальник: "Что вы встали, как бараны?".
Есть в метро и собственный бесплатный вай-фай. Правда, ни к одному сайту он не подсоединяет, только к Гуглу. Наверно, чтобы показать, что у нас все есть, но при этом служба медом не казалась.

Лавки в метро еще со сталинских времен расположены по бокам вагонов, одна напротив другой, очевидно, для того, чтобы бдительные граждане сразу могли заметить непорядок и донести куда следует. Причем ныне, во времена исламского террора, этот порядок неожиданно обрел смысл! Кстати, у входа на каждую станцию постоянно дежурят примерно по три мента, тщательно сверлящих глазами всех входящих, кое-кого они заставляют открывать сумки и предъявлять документы. После нескольких чудовищных терактов мера вполне оправданная.


И не проколешь бабочку иглой -
Адмиралтейство только изувечишь... (моя интерпретация Бродского)


Начитавшись периодики, я ожидал встретить на улицах множество злобных, агрессивных, неулыбчивых морд. И - весьма приятно ошибся! Не было их практически совсем. Наоборот, я увидел множество приятных молодых лиц, зачастую интеллигентных и ведущих умные разговоры. Злобные, тупые и агрессивные морды видел тоже - в зомбоящике, там они действительно заполонили собой все (об этом позже), контраст с телевизионными упырями и неадекватами опять-таки поражает. В центре буквально на каждом шагу проходят самодеятельные концерты, некоторые исполняют свои произведения, некоторые - чужие, люди стоят и слушают. У нас на улицах тоже иногда выступают 1-2 музыканта, тут же выступают в основном целые музыкальные группы с мощной аппаратурой, иногда в 50 метрах одна от другой.


Замечательный молодой гид Эрмитажа, кудрявый, слегка картавый, очень умный, эрудированный и интеллигентный...


На Невском

Промеж ходят люди-плакаты:





Жуликов на улицах встретил только раз, это были (якобы) студенты перед Александрийским столпом, одетые в костюмы зверушек, без малейшего предупреждения хватающие жертв для фотографирования, а потом вымогающие за это деньги. Я тоже стал их жертвой, причем во время фотосессии они успели вытрясти из меня, что я приехал из богатенькой Германии, где "отличные пенсии" (так мне сказал потом один из них, Зебра), и тут же вздувшие свои расценки ровно в 5 раз, со 100 до 500 рублей за фото (каждый из них потребовал с меня по 2000 рублей за фотосессию, т.е. 2000 "льву" и 2000 "зебре"), причем пока я расплачивался, они ухитрились точно рассмотреть, сколько денег лежит у меня в кошельке, чтобы при торговле со мной сделать на это упор.



Кроме "животных", и там, и возле Летнего дворца разгуливают также камергеры и фрейлины для фотографирования с ними. Но те, кажется, заранее предупреждают, сколько стоят их услуги.



Пьяных встречал редко. Хотя в городе они, безусловно, есть, "В Питере - пить" никто не отменял. Еще тогда, 30 лет и 3 года назад, я заметил, что даже девушки в студенческих общагах - не возлюбленные, а собутыльницы. Теперь же (на примере соседей сверху) убедился в наличии многочисленных жилых товариществ (по-нашему - WG), где живут и бухают, к примеру, два пожилых брата-акробата, взявшие на вечный постой двух молодых бомжей, пьют с ними до утра, слушают громкую музыку, иногда крушат унитазы и батареи, заливая соседей, частенько дерутся, но постояльцев своих не выгоняют, ибо собутыльник - это святое..




На табличке написано "На женщину!".


В Петергофе на остановке

Продолжение следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 135 comments